
Главная » Статьи » Поделки и советы » Рисуй и наслождайся |
ПерспективаТочка зрения и линия горизонтаПозиция, с которой вы смотрите на местность, называется точкой зрения. На плоской равнине небо и земля встречаются на горизонте. Линия горизонта будет соответствовать вашему уровню глаз — воображаемой горизонтальной плоскости, простирающейся от ваших глаз до пределов видимости. Точка сходаРассмотрев нижний рисунок и его схему, вы заметите, что приблизительная горизонтальная линия, которую образуют нижние части стволов деревьев, медленно поднимается к уровню горизонта. А вот линия, образованная ветвями, опускается вниз к этому уровню. Можно также заметить, что все удаляющиеся горизонтальные линии встречаются в одной точке схода. При изменении точки зрения изменится положение линии горизонта и точки схода, а значит, перспектива всей композиции. На схеме видно как удаляющиеся горизонтальные линии сливаются в точке схода (ТС) на линии горизонта (ЛГ) Главной точкой фокусировки являются деревья, растущие слева от дороги. Они уводят взгляд зрителя вправо, к точке схода. Величина, цвет и деталиПредметы, находящиеся на земле, облака в небе уменьшаются по мере удаления, утрачивая детали. Смягчается и цвет, становясь более бледным и голубоватым. Расстояние между деревьями, холмами и домами тоже скрадывается, и удаленные друг от л руга элементы пейзажа кажутся на большом расстоянии тесно стоящими. Эти деревья уменьшаются по мере удаления и становятся менее четкими Д ля придания рисунку глубины я наносил на уходящие вдаль холмы все более светлые тона. На схеме видно, как перекрывающие друг друга контуры передают взаимное расположение отдельных предметов в пространстве и их величину. СветотеньСветотеневая моделировка рисунка подчеркивает тени на формах рельефа и придаст вашей композиции глубину. Это рисунок, выполненный карандашом В на бумаге с крупным зерном, показывает резкие тени, которые яркий свет отбрасывает на планки деревянного сооружения.
ТеньРазличают два типа теней: сторона холма, противоположная той, которая освещается солнцем, темная — то есть находится в тени; когда же предмет оказывается на пути светового луча, он сам отбрасывает тень. Нередко оба типа теней совмещаются; это можно изобразить путем наложения теней различной интенсивности. С помощью теней подчеркивают такие формы рельефа, которые выдаются вперед или отступают в глубину. ТонЯркое солнце на рисунке, изображающем пустыню, создает густые черные тени и ослепительные поверхности, разделенные бесконечным многообразием оттенков серого цвета, — такой рисунок получается резко контрастным. А вот менее интенсивный солнечный свет не рождает таких крайностей, и картинка будет состоять из слабо контрастного диапазона сероватых оттенков. Картина высокой тональности, такая как заснеженный пейзаж, состоит преимущественно из бледных тонов; картина низкой тональности состоит из темных тонов. Тональность и контрастность придают рисунку определенное настроение и указание на время года или суток. Положение источника светаНа рисунках, сделанных днем на природе, источник света один — солнце. Создавая пейзаж, не забывайте учитывать положение солнца, то есть точку, откуда падает свет. Следите за тем, чтобы на вашей картине каждый предмет был освещен с одинаковой стороны.
Вечернее солнце скрылось за холмами, когда я писал их на акварельной бумаге акварельными красками. Близкие ко мне детали я наметил пятнами темных тонов; светлая размывка послужила для изображения дальних холмов. Фактура поверхностиПейзаж включает в себя предметы с самой разной фактурой поверхности. Для его точного изображения приходится передавать все разнообразие таких элементов — шероховатость древесной коры, пушистость или перистость облаков, гладкую как зеркало воду в тихом пруду. Фактура пейзажа меняется в зависимости от времени года: мягкие, округлые кроны лиственных деревьев летом разительно отличаются от острых голых ветвей в зимнем лесу. Рисунок пером передает три разные фактуры – вспаханного поля, засеянного поля и дикой травы. Передача реальной фактурыСоздание подобия фактуры — это ускоренный способ передачи реальной фактуры, скажем, листвы на деревьях. Вместо того чтобы прорисовывать каждый листок на ветке и каждую травинку, растущую на склоне холма, вероятно, лучше дать представление о них, изобразив несколько отдельных растений на переднем плане вашей картины. Л фактуру остальной части холма можно наметить с помощью светотеневых контрастов, выявления фактуры бумаги и специфики инструментов, которыми вы рисуете, или применения определенной схемы линий. Например, на переднем плане пейзажа отдельные травинки нарисованы подробно для передачи их фактуры. А на дальнем плане подробное изображение заменяется штриховкой, имитирующей свекую пашню, и наклонными линиями там, где лежит пшеничное поле. Для передачи фактуры камня, листьев, цветов экспериментируйте, применяя различные методы штриховки и красящие материалы. Пытайтесь изобразить одну и ту же фактуру разными способами. Увядшие листья можно передать простыми карандашными штрихами. Обратите внимание, что большая часть поверхности скалы осталась незакрашенной . Настроение и фактураАбстрактное подобие фактуры можно создавать для того, чтобы сообщить рисунку определенное настроение или создать определенную атмосферу К примеру, надвигающуюся грозу, темную и зловещую природу грозовых туч можно изобразить, используя качества угля, на шершавой, крупнозернистой бумаге. Старайтесь подыскивать такую фактуру, которая не копирует слепо действительность, а передает определенное настроение, Вскоре вы освоите широкий набор приемов, позволяющих изображать любые типы пейзажа. ЭскизыРазвивайте навыки рисования Иллюстрации, приведенные в этой книге, способны дать лишь приблизительное представление о бесконечном многообразии методов рисунка, к которым вы можете прибегать. Другие идеи вы найдете у великих мастеров пейзажа в альбомах по искусству. Экспериментируйте в своем блокноте, делайте зарисовки, ищите свой собственный стиль. Зарисовки, сделанные па природе, лучше всего разовьют ваш глаз и способность к творческой интерпретации пейзажа. Старайтесь всегда брать с собой свой блокнот, особенно в те места, куда вы отправляетесь впервые Набросок, сделанный карандашом 2В, демонстрирует использование основных геометрических фигур – прямоугольников для зданий и округлых форм для крон деревьев заднем плане .
Эти изрезанные утесы я нарисовал пером. Свет был очень резким и ярким, поэтому детали получились четкими, а рисунок контрастным. Быстрыми штрихами карандаша 2В я постарался передать живость и трепетность июньской листвы.Храните свои зарисовки Ваш блокнот станет в скором времени хранилищем самого разнообразного материала, от тщательно продуманных подготовительных эскизов для формальных пейзажей (снабжайте их указаниями на фактуру, цвет и прочие детали — вес это пригодится вам впоследствии) до наскоро сделанных набросков каких-то заинтересовавших вас деталей — облака необычной формы или причудливо искривленного дерева. Никогда не выбрасывайте свои старые блокноты —- в них вы обнаружите через много лет восхитительные детали своих поездок, а если станете работать над большими картинами, то сделанные много лет назад зарисовки подскажут вам интересные решения. Время на эскизМногие интересные явления и картины существуют очень недолго — громоздящиеся в небе облака, лошадь, везущая телегу по проселку, драматичный солнечный луч, пробившийся сквозь черную грозовую тучу. Быстрые зарисовки позволят вам запечатлеть основные детали таких мимолетных сцен. Если у вас мало времени, сосредоточьтесь на наиболее существенных чертах изображаемого предмета — детали вы добавите потом, возможно, в свой следующий приезд. Хороший способ для развития скорости создания эскиза — серии зарисовок одного и того же пейзажа, сделанные в установленный отрезок времени, например, за одну минуту. И уже потом переходите на эскизы, сделанные за две, пять и двадцать минут. Сравните свои зарисовки с реальным пейзажем и выясните, насколько вы сумели, в рамках отведенного времени, сосредоточиться на наиболее важных элементах. И даже если времени у вас достаточно, быстрая работа все равно пойдет вам на пользу — спонтанная зарисовка может запечатлеть гораздо больше, чем подробный рисунок, на который затрачено много времени и сил, так как в итоге он может оказаться безжизненным и вялым. На двухминутном наброске я попытался передать основные контуры всей сцены, зная, что делали смогу добавить потом. На этот эскиз я отвел пять минут. Контуры деревьев на дальнем плане и такие детали, как окна, добавлены уже потом. Выделив себе двадцать минут, я сосредоточился на передаче атмосферы рисунка, выполненного на плотной картриджной бумаге, тени и детали добавлены карандашами НВ и В.
Используйте форму в своих эскизахНекоторые детали пейзажа могут показаться слишком трудными для передачи. Однако чаще всего сложная на первый взгляд сцена раскладывается на простые и легкие для изображения геометр иче с кие тела и фигуры. Не обращая внимания на вес смущающие вас детали поверхности и светотень, вы упростите этим процесс. А уж создав остов композиции, где нее основные части находятся в правильном положении относительно друг друга и соблюдены нужные пропорции, вы сможете спокойно добавлять детали и уточнять контуры ваших построений. Эскиз гавани на соседней странице был построен прежде всего с применением множества контуров и геометрических форм. Для зданий использовались кубы и призмы, а пирамиды, ромбоиды, треугольники и полукружия либо сочетания этих фигур составили основу для изображения пирсов и волноломов. Скалистый холм на дальнем плане — полусфера, проработанная с использованием других фигур. Округлые формы рельефа можно упрощать с помощью геометрического анализа. Конусы с крутыми сторонами могут послужить основой для горного хребта, а их подножия можно представить в виде полусфер или конусов с более пологими сторонами.
Выбор предмета изображенияЧто нарисовать?Рисуйте нее, что вас вдохновляет, — водопад в горном ущелье, меловые утесы или сад в летний день. Если вы сосредоточитесь на том, что пробудило у вас особые эмоции, ваш рисунок обретет дополнительную выразительность, Без продуманного центра фокусировки вы скорее всего зря потратите время, добавлял нее новые детали, бесполезные и перегружающие рисунок. С другой стороны, введение дополнительных элементов высветит интересные для вас места, если у вас будет приготовлено соответствующее композиционное решение. Подчеркивать отдельные части вашей картины можно как темным или светлым тоном, так и цветом, когда внимание зрителя направляется в нужную точку не только при введении большего количества деталей, но и благодаря применению более яркого цвета на фоне приглушенных тонов. Здесь я решил сфокусировать внимание зрителя на строениях, стоящих за виноградником. Более темный задний план притягивает глаз к дому и окружающим его постройкам. Фокусировка рисунка изменилась из-за введения большего числа деталей переднего и среднего планов. И дом изображен уже менее подробно, чем на предыдущем рисунке. Сколько требуется деталей?Большие поверхности сравнительно пустого пространства добавляют воздух пейзажному рисунку. Избыток же деталей может привести к свинцовой безжизненности. Подчеркивайте тс элементы, которые наиболее эффективно создают желанное для вас настроение, — например, несколько сосулек на переднем плане заснеженной картины сообщают о близости весны. Отказывайтесь от всего, что перегружает рисунок или нарушает красоту увиденной вами сцены, например, безобразное здание среди идиллической местности. Вместо этого добавляйте детали, которые найдете среди своих старых эскизов. 11еренесение старых зарисовок в создаваемый вами пейзаж усилит его выразительность. | |
Просмотров: 1984 | | |
Всего комментариев: 0 | |