
Главная » Статьи » Поделки и советы » Рисуй и наслождайся |
Выбор композицииКогда вы смотрите на реальный пейзаж, он воспринимается как совокупность множества образов, увиденных с разных точек зрения, и каждый из них подкрепляет другие. Рисунок не может вместить в себя все, что видит наш глаз. Прежде чем рисовать пейзаж, взгляните на него с разных точек зрения и определите, что в нем лучше всего подчеркивает настроение, которое вы хотите передать. Например, ракурс, включающий на переднем плане согнутое ветром дерево с голыми ветвями, подчеркивает дикую красоту морского берега. Что включить в картинуКомпозиция картины может включать в себя, в зависимости от вашего желания, и очень много, и мало деталей. Возможно, вам захочется подробно нарисовать одинокое дерево. С другой стороны, можно сосредоточиться на двух элементах, например, на здании и нескольких деревьях. Более амбициозная композиция может включать в себя множество предметов изображения, встречающихся в сельских пейзажах, как это показано на рисунке Устанавливайте связь между элементами вашей композиции — не связанные между собой формы, рассеянные по пейзаж}, могут казаться случайными и не давать опору для глаз. Старайтесь разнообразить величину элементов картины — небо, заполненное ровными грядами одинаковых облаков, покажется зрителю скучным. Обрамление сценыПоначалу у вас будут часто возникать проблемы с выделением в сложном пейзаже наиболее интересных мест для создания хорошей композиции. По сути, один большой пейзаж чаще всего состоит из нескольких меньших композиций. Чтобы вам было легче изолировать небольшие участки сцепы, взгляните на нее сквозь рамку. Такой прием поможет вам составлять различные композиции, убирать лишние детали и фокусировать свои творческие намерения. Это можно сделать, соединив вместе две L -образные фигуры (1). Либо вы можете использовать картонную рамку той же величины, как и наша бумага (2). А если хотите, можете образовать рамку с помощью большого и указательного пальцев обеих рук (3). Рассмотрите множество вариантов и сделайте приблизительные эскизы разных композиций, прежде чем примете решение. Как рисовать деревьяИ отдельные деревья, и большой лес придают вашему пейзажу конкретность, привязывают его к определенному времени года. Особенно красноречивы лиственные деревья. Их ветви, покрытые цветами, говорят о весне; летом их листва становится более пышной и густой. Осенью падающие листья устилают землю золотистым ковром. Наконец, зимой дерево обнажается, становятся видны и его ствол, и все ветви. Для изображения этих хвойных деревьев я воспользовался одной из геометрических форм –к онусом, подчеркивающим правильность их кроны. Детали прописаны карандашами В и 2В. Эту сливу я рисовал дважды – зимой и весной, чтобы показать, как преображается это неказистое дерево, украсившись белоснежными цветами. Основные контуры деревьевВам будет легче рисовать деревья, если вы уясните для себя их схему роста и основные формы. Тонкие и высокие хвойные деревья, такие как ель, обычно имеют симметричную коническую форму, а их ветви отходят от ствола под одинаковым углом. Лиственные деревья менее стройные, их крона шире, а ее форма менее правильная. Их ветви многократно делятся на более мелкие, заканчиваясь самыми тонкими веточками, на которых растут листья. У лиственных деревьев вблизи отчетливо видны промежутки между ветвями, но по мере удаления они становятся все менее заметными. Используйте это визуальное качество, чтобы придать вашему рисунку глубину, когда вы изображаете большой лес, простирающийся от переднего плана вдаль. Ветви, их объем и глубинаКрона дерева занимает большой пространственный объем. Если вы забудете про это, то деревья получатся у вас плоские и безжизненные. Умело используя игру света и тени в ветвях, вы придадите своему рисунку убедительность и глубину. Тень от одной ветви падает на другие, искривляется па них, создавая ощущение пространства внутри кроны и подчеркивая форму отдельных ветвей. Листва может бросать тени на ствол и более низкие ветки. И не забывайте про тень от этого дерева на земле! Вы узнаете очень много о строении деревьев, если будете регулярно делать зарисовки в своем блокноте. Попробуйте изобразить одно и то же дерево в разное время года и с разных точек зрения. Пространство между ветвями этого хвойного дерева стоящего на переднем плане, добавляет зинему эскизу глубину и объем. Эти зимние клены нарисованы пером. Отметьте, что ближайшее дерево изображено наиболее подробно. Фактура коры и возраст дереваДля справок полезно иметь в своем блокноте зарисовки различных типов коры — от гладкой и серебристой, как у березы, до шершавой, как у дуба. С возрастом кора становится более грубой. У лиственных деревьев стволы и крупные ветви с годами приобретают узловатость. Листья бывают самыми разными по форме, однако обычно вес они симметричные. Обращайте внимание на то, как у разных деревьев и кустарников листья сидят на ветке — попарно, пучком или чередуясь. Упавшие старые деревья и их вывороченные корни наглядно демонстрируют, как форма и фактура предмета изображения придают характер рисунку. Картина нарисована пером, а затем кисточкой добавлена чернильная размывка. Окружающая среда и рост дереваУсловия среды определяют набор растущих в них видов и могут влиять на рост отдельных деревьев — например, дерево, растущее на продуваемой сильными ветрами горе, часто становится согнутым или искривленным. Тропические болота и мелководье — раздолье для деревьев, любящих обилие влаги. На берегах рек деревья часто наклоняются к воде, а если течение подрывает берег, обнажаются их корни. V спокойной воды деревья отражаются в ней как в зеркале; i [ри ветре отражение искажается рябью или дробится. Закругленными штрихами карандаша НВ я передал правильную форму этих горных елей. Белое, незакрашенное пространство изображает снежный покров. Эти деревья, растущие на болоте, и их спокойное отражение в воде нарисованы на кальке карандашом 2В. Группы деревьевПочаще делайте зарисовки маленьких групп деревьев, где отчетливо видна форма любой отдельной кроны, прежде чем браться за лес. Рисуйте такую группу с разных точек, в разные часы дня и времена года. Различные породы деревьев с их характерными очертаниями можно изображать просто с помощью светотени, а можно добавлять к ней штриховку и намечать фактуру листьев с помощью определенного рисунка. Цвет и фактуру непохожих между собой деревьев, например березы и ели, легко обозначить контрастом светлых тонов на темном, если они стоят на некотором удалении. Силуэты или просто вертикальные тени разной высоты могут обозначать деревья па дальнем плане. Чтобы поэкспериментировать с эффектом перспективы, noi фобуйтс изобразить ряды или аллеи, состоящие из одинаковых деревьев. Эти зимние деревья нарисованы техническим пером на картриджной бумаге
Лесной пейзаж предоставляет художнику возможность для проработки самой разной фактуры. Эту нелегкую, но благодарную задачу можно упростить, разбив ее на более простые стадии. Когда вы уже определите композицию картоны и се точки фокусировки, слегка наметьте вертикальными линиями стволы ближайших к вам деревьев (1). Затем добавите важнейшие горизонтальные линии и уточните контуры деревьев (2). Проделав вес это, приступайте к прорисовке заднего плана (3). После этого переходите к деталям переднего плана -ц ветам, кустам (4). Наконец, выявив нее необходимые элементы, переходите к фактуре, усильте тени, чтобы придать рисунку объем (5). Самые мелкие детали всегда оставляйте напоследок, иначе они станут вам мешать, когда вы приступите к передаче точного положения и пропорций основных элементов вашего рисунка. Умелое использование светотени невероятно важно для передачи световых пятен, характерных для лесной чащи. Не забывайте о том, что ближайшие к вам предметы нужно изображать более темными и с большим количеством деталей, чем отдаленные; включайте в рисунок не все деревья дальнего плана, чтобы не перегружать его и сохранить в нем воздух. Мой чистовой рисунок выполнен карандашом 2В на плотной картриджной бумаге. Некоторые деревья я не стал включать в него, чтобы избежать перегруженности заднего плана. Как рисовать небо и облакаПогода и атмосфера Небо на пейзаже подчеркивает ощущение простора и создает у зрителя определенное настроение. С помощью штриховки можно изобразить любую погоду Т ак, темная штриховка, нанесенная пол одинаковым утлом от неба до земли, говорит об идущем вдалеке дожде. Энергичные линии на небе перелают ветер, это впечатление можно усилить с помощью гнущихся ветвей деревьев. Туман загораживает часть местности и рассеивает солнечный свет, отчего все предметы предстают глазу в виде плоских, неясных контуров сероватых оттенков, почти не отбрасывающих тени. Небо бледней всего на горизонте и темней в зените; его тон обычно более светлый, чем краски ландшафта. Старайтесь не делать его слишком темным. Мрачные тучи изображены карандашом 2В на крупнозернистой бумаге, они говорят о вероятности проливного дождя с сильным ветром.
Находясь на вершине горы, я попытался изобразить на почтовой бумаге карандашом. В этом восходе над озером и лесом затянутыми утренним туманом. Облака, свет и теньКнига о погоде, снабженная иллюстрациями, поможет вам упражняться в передаче разных типов облаков. При работе с натуры облака быстро меняются, так что работайте поскорей. Смотрите на них как на целостные предметы; начинайте с контуров и уж потом добавляйте детали. Помните о том, что свет падает на облака с одной и той же стороны и что величина и фактурные или тональные качества предмета в перспективе уменьшаются. Применяйте для этого упрощенную штриховку (светло-серую или потемней) — чистая белая бумага может означать яркий свет. Не перестарайтесь со штриховкой, иначе утратится ощущение света. Местность, словно эхо, отражает небо. Свет пробивается к поверхности земли сквозь тучи; тучи отбрасывают тени на землю — не забывайте менять густоту теней в зависимости от разной плотности облаков или туч. Светлые и темные штрихи, сделанные карандашом. В намечают облачную рябь, подсвеченную заходящим солнцем, над стоящими на берегу озера домами.
Очень важно учитывать цвет и качество льющегося с неба света, так как они влияют на облик всего ландшафта. Светотень почти в равной степени необходима как для находящихся на земле предметов, так и для облаков. Если отдельные ландшафтные элементы вырисовываются на фоне неба, они будут выглядеть по-разному в зависимости оттого, светлое небо или темное в этот момент. Это происходит из-за изменения контрастности. Восходы и закатыВосходы и закаты бывают полны драматизма из-за резкой разницы в тональности между угасающим светом дня на горизонте и темным ночным небом. Наиболее ярким свет бывает над солнцем, а не вокруг него. Изображайте предметы, находящиеся поблизости от вас, с меньшей детализацией и в ограниченном тональном диапазоне, и это поможет вам убедительно передать предрассветные или вечерние сумерки. Более удаленные предметы намечаются силуэтами. Этот выразительный силуэт дерева на переднем плане придает глубину рисунку, запечатлевшему восход солнца над рекой.
В полдень то же самое место ярко освещено солнцем, поэтому на этом рисунке содержится больше деталей и использован более светлый тональный диапазон. Это изображение реки в пасмурный день потребовало больше оттенков серого цвета и меньше светлых и темных красок.
Изучение разных типов светаПопробуйте нарисовать один и тот же пейзаж в разное время дня и ночи, чтобы изучить различные типы освещения. Можно делать зарисовки какого-то определенного места в течение всего года при разных погодных условиях. Обращайте внимание на то, как меняется пейзаж в зависимости от цвета неба и характера облачности. Вы можете работать и дома, пользуясь для справок собственными фотоснимками, однако работу на природе — даже в зимние холода — не заменить ничем! Как рисовать водуЛюбая вода — пруды и озера, реки и водопады, набегающие на берег волны — придаст пейзажу особенное очарование. Впрочем, саму воду изобразить невозможно — обычно рисуется лишь свет, отраженный от ее поверхности. Зеркальные отраженияВажную роль в изображении воды выполняет перспектива. Так, если смотреть на деревья на уровне поверхности воды, то их отражение будет такой же величины, как и сами деревья. Когда же вы смотрите на них с более высокой точки, отражение окажется укороченным — в воде будет видна меньшая часть дерена. Учитывайте и то, что отражение какого-то предмета, например валуна на речном берегу, прерывается берегом и его собственным отражением. Эти деревья, стоящие на болоте, нарисованы карандашом НВ на крупнозернистой бумаге В некоторых местах отражение прерывается рябью — стертые отрезки линий. Прерванное отражениеРябь на воде срезает отражение, смещает срезы, оставляя между ними пробелы. 11ри слабой ряби отражение дерева еще можно узнать, а вот при сильной оно распадается на абстрактные цветовые пятна. Искаженное отражение можно изобразить одним или двумя способами. 11арисуйтс отчетливый зеркальный образ, а затем прервите его, стирая карандашные линии острым краем ластика, как на рисунке слева. В других случаях общие контуры предметов, отражающихся в воде, можно заштриховать короткими, прерывистыми параллельными линиями, как на верхнем рисунке, — нечеткие края отражений говорят о ряби на воде. Вода в тениКогда вы смотрите на воду в тени, она приобретает прозрачность. На нижнем рисунке сквозь слой воды виднеются камни, лежащие на озерном дне. Впрочем, такое возможно лишь па мелководье. Большие массы глубокой воды кажутся в тени сумрачными и темными. Здесь можно видеть, как свет и тень влияют на прозрачность воды. Там, где на воду падала тень от берега, проглядывало дно озера. Природа водыБыстрые зарисовки, внимательное наблюдение и вера в свои силы при работе над изображением воды помогут вам запечатлеть ее характер. За водой в движении вы можете наблюдать, когда наполняете ванну, — следите, как вода течет из крана, как перекручивается ее струя, как она падает на дно ванны и растекается по нему, как струя ударяется о поверхность воды, как убегает вода из ванны, если вытащить пробку. Уроки, которые вы извлечете, зарисовывая все эти эффекты, окажутся для вас драгоценными при работе на натуре. Вода в движенииВодная поверхность оживает под воздействием ветров, течений и водоворотов (возникающих в реках). Когда направление течения и ветра совпадают, рождаются параллельные волны, а когда они направлены в разные стороны, волны бывают закрученные. Научитесь передавать в рисунке и ленивое течение спокойной реки, и мощь океанских волн. Рябь и мелкие волны на поверхности озера или большой реки указывают на направление течения. Их можно передать короткими параллельными штрихами. Если же вам требуется изобразить движение (воды в стремительной реке или водопаде, рисуйте длинные, плавные линии. Морские волны передаются горизонтальными волнистыми линиями, представляющими их гребни. Не забывайте при этом о перспективе. Вертикальные расстояния между гребнями волн сужаются по мере удаления от вас. Помните и о том, что в массе воды отражается цвет неба и окружающего берегового рельефа. Короткие штрихи изображают спокойное озеро. Закругленными линиями переданы волны. Волнистые пунктирные линии намечают следы на песке, оставленные морской пеной. Темные и светлые штрихи, выполненные карандашом 2В, создают контраст, требующийся для того, чтобы показать свет, отражающийся от этих волн, бьющих о скалы.
Длинные и плавные линии, сделанные карандашом НВ на крупнозернистой бумаге, изображают течен ие е э тих водопадах. Пейзаж и домаРазличные постройки придают пейзажу масштабность и местный колорит. Так, по ветряным мельницам и шлюзам зрителю тотчас же становится ясно, что перед ним Голландия; проселочная дорога, змеей заползающая на высокий холм, на склоне которого виднеется одинокая ферма, напомнит вам о шотландских овцеводах. Несколько шале, примостившихся на белоснежном горном склоне, опоры подъемника — это уже горнолыжный куро рт в Шв ейцарии. Возможно, вы захотите включить в свои пейзажные рисунки дома и другие постройки по двум причинам: чтобы нарушить однообразие композиции, состоящей из деревьев, полей и живых изгородей, а также чтобы они стали местом, где фокусируется внимание зрителей. Я решил сделать главным героем своего рисунка, выполненного карандашом В на крупнозернистой бумаге, этот дом под тростниковой кровлей; поэтому я изобразил его так же детально, как и траву на переднем плане.
Дома работников фермы я рисовал ранней весной, использовал для этого фломастер и крупнозернистую бумагу. Эта ферма, затерявшаяся среди неярких холмов, нарисована фломастером на чертежной бумаге. Прорисовка контуров и формыВпрочем, скорее всего вы направите свои творческие усилия на изображение пейзажей, а не зданий, в таком случае можно лишь намечать контуры и форму последних, не уделяя много внимания деталям и фактуре. Образность пейзажейНа всех рисунках, помещенных на этих страницах, дома являются их главными персонажами. И все они что-то говорят нам о пейзаже, среди которого находятся. Вот, к примеру, рисунок дома под тростниковой крышей на соседней странице — он представляет зрителю местность в романтическом ключе. А вот на эскизе видны приземистые, функциональные постройки, окруженные голыми и скучными холмами. Применение основных контуров и форм Возможно, вам не захочется включать в свои рисунки здания из-за трудностей, связанных с передачей их сложных форм с соблюдением перспективы. Впрочем, большинство зданий можно разложить на ряд основных геометрических фигур — прямоугольников, квадратов, треугольников или кругов, — а также таких геометрических тел, как кубы, призмы, пирамиды или цилиндры. На нижнем рисунке я свел все здания к основным контурам, стараясь добиться правильных пропорций и углов, чтобы впоследствии добавить к ним дымовые трубы, окна и двери. Вам необходимо помнить о местности, среди которой стоит это здание. Она играет важную роль, подчеркивая, скажем, покой уединенной хижины среди мирных холмов или тяжкий труд, положенный в поля, раскинувшиеся вокруг построек фермы. Наметив основные элементы рисунка, вы можете думать о светотени и проработке фактуры, а также о том, сколько добавить деталей, чтобы рисунок приобрел законченный вид. Переходите к этому этапу с осторожностью — тут очень легко испортить свой рисунок, перегрузив его деталями или неправильно изобразив направление, откуда падает свет. Не забывайте и о том, что по мере удаления все предметы кажутся светлей, а количество деталей уменьшается. Рисовать постройки фермы я начал с простых форм, намечая их карандашом. Детали меня в это время не интересовали. Зат9м я более подробно прописал передний план, добавил там кое-какие детали и изобразил на главном здании окна и дымовые трубы.
Окончательный рисунок выполнен карандашами НВ и 2В на акварельной бумаге с крупным зерном. | |
Просмотров: 4536 | | |
Всего комментариев: 0 | |